^ВВЕРХ

Частное общеобразовательное учреждение "Школа Православной культуры"

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Календарь сроков итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году 

2. Участники итогового сочинения (изложения)

3. Срок действия итогового сочинения (изложения)

4. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

5. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)

6. Проведение итогового сочинения (изложения)

7. Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения 

8. Порядок проверки итогового сочинения (изложения)

9. Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения

10. Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/2021 учебный год и комментарии к ним

 

 

КАЛЕНДАРЬ СРОКОВ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) В 2020-2021 УЧЕБНОМ ГОДУ 

 Основной срок

  Дополнительные сроки

 02.12.2020  03.02.2021 05.05.2021 

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая):

  • обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
  • обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований Порядка проведения ГИА;
  • участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  • участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения). 

 

 УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА 

 проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования; 
  • лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании); 
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования. 

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года); 
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет); 
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования; 
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях; 
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении). 

 

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

  • обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья,
  • дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

 

 

СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

 Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА действительно бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

 

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). 

Регистрация обучающихся (выпускников текущего года) для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. 

Регистрация выпускников прошлых лет для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области – в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Ленинградской области.

Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении. 

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности. 

 

Распоряжение от 21.09.2020 №1566-р "Об утверждении сроков и мест регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Ленинградской области в 2021-2021 учебном году"

Сроки и места регистрации для участия в написании итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области в 2020-2021 учебном году

 

 

СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки - первая среда февраля и первая рабочая среда мая. 

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). 

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется регионом. 

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.). 

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Итоговое сочинение (изложение) в Ленинградской области проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования- пунктах проведения итогового сочинения (изложения), определенных комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. 

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени. 

 

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться:

  • выпускники текущего года, экстерны - в образовательных организациях Ленинградской области,
  • выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО -  в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (органах местного самоуправления Ленинградской области, осуществляющих управление в сфере образования).

Руководитель общеобразовательной организации обеспечивает  ознакомление  участников с полученными ими результатами итогового сочинения (изложения) не позднее двух рабочих дней со дня окончания работы  муниципальной экспертной комиссии Ленинградской области, с выдачей протокола с результатами итогового сочинения (изложения) под подпись участника.

Также ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных на официальном портале единого государственного экзамена в разделе «Проверить результаты ЕГЭ» (http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/res/).

 

 

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором. 

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям. 

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

 ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»

Рекомендуемое количество слов – от 350. 

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 

 

ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)» 

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. 

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:

ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ» 

Рекомендуемое количество слов – 250-300. 

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания). 

 

ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ» 

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). 

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания). 

 

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. 

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы: 

 Сочинение Изложение 
 1. Соответствие теме  1. Содержание изложения
 2. Аргументация. Привлечение литературного материала  2. Логичность изложения
 3. Композиция и логика рассуждения  3. Использование элементов стиля исходного текста
 4. Качество письменной речи 
 5. Грамотность 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.

 

О сроках, местах и порядке подачи заявления на повторную проверку итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области в случае получения повторного неудовлетворительного результата («незачет»)

В соответствии с Порядком проведения итогового сочинения (изложения) в Ленинградской области, определенным комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области (далее - Порядок проведения ИСИ), в целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) экспертной комиссией, сформированной Комитетом на региональном уровне.

Заявление на повторную проверку при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) подаётся обучающимся в Комитет через руководителя образовательной организации, в которой обучающийся осваивает образовательные программ общего среднего образования, и (или)  через орган местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Заявление пишется в свободной форме.

Повторная проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) проводится экспертной комиссией, сформированной Комитетом на региональном уровне, в соответствии с настоящим Порядком проведения ИСИ.

Комитет осуществляет информирование участника об итогах повторной проверки в письменной форме.

 

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема). 

В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 01.01.2019) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. 

При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно. 

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно. 

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно. 

 

 

ПЯТЬ ОТКРЫТЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД И КОММЕНТАРИИ К НИМ

  1.  Забвению не подлежит

Темы  сочинений  данного  направления  нацеливают  на  размышление  о  значимых исторических событиях,  деятелях,  общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших  влияние  как  на  судьбы  конкретных  людей,  так  и  на  развитие  общества и  человеческой  цивилизации  в  целом.  Память  о  них  не  имеет  срока  давности,  передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и  его  славных  страницах.

Примером  глубокого  осмысления  этой  проблемы  могут  служить  произведения художественной,  философской,  научной  литературы,  критики,  публицистики,  мемуарной прозы.

 

  1. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества,  проблеме  самоопределения  человека  в  социальной  среде.  В  основу  сочинения могут лечь рассуждения о  причинах возникновения и  способах  разрешения  межличностных конфликтов,  о  путях  достижения  понимания  и  согласия  между  людьми.  Собственный жизненный  опыт,  а  также  обращение  к  различным  литературным  источникам  (в  том  числе к  философской  литературе  и  публицистике)  дадут  возможность  глубокого  отклика  на предложенную тему.

 

  1. Время перемен

В  рамках  данного  направления  можно  будет  поразмышлять  о  меняющемся  мире, о  причинах  и  следствиях  изменений,  происходящих  внутри  человека  и  в  окружающей  его действительности,  о  том,  перед  каким  выбором  он  оказывается  в  период  формирования собственного мировоззрения, в  эпоху социальных и культурных изменений.  На эти и другие вопросы  в  русле  конкретных  тем  можно  ответить,  опираясь  на  различные  литературные источники  (художественные  произведения,  мемуаристику,  научную  литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

 

  1. Разговор с собой

Названное  направление  побуждает  к  размышлению  о  том,  что  значит  «быть  самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности  внутреннего  разлада,  о  работе  совести  и  поисках  смысла  жизни.  Темы  этого  направления нацеливают на  самоанализ,  осмысление  опыта других  людей  (или  поступков  литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют  задуматься о сильных и слабых  сторонах собственной  личности,  о  ценности  и  уникальности  своего  внутреннего  мира, о  необходимости  самопознания  и  самосовершенствования.  Раскрывая  тему,  можно обратиться  к  художественной,  психологической,  философской  литературе,  мемуарам, дневникам и публицистике.

 

  1. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы  сочинений  данного  направления  приглашают  к  размышлению  о  культурных запросах  современного  человека,  его  литературных  пристрастиях,  жизненной  позиции, о сходстве и различиях между ним и его

предшественниками, о влиянии молодого поколения на  формирование  будущего  мира.  Потребуется  осмысление  духовных  ценностей и  нравственных  ориентиров  молодежи,  ее  места  в  современном  мире.  О  сущности сегодняшнего  поколения,  чертах  людей  ХХI  века  размышляют  современные  писатели, ученые,  журналисты,  чья  позиция  имеет  подчас  дискуссионный  характер,  что  дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

 Copyright © 2020 Школа Православной культуры  Rights Reserved.