Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством.
Можно ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов?
Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.
Служба школьной медиации является еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации”.
Процедура медиации – способ решения спорных ситуаций оптимальным способом для участников конфликта, способ достижения компромисса.
Конфликты решаются с помощью стороннего человека, который оценивает ситуацию и применяет эффективные методы урегулирования проблем. Стороны конфликта обращаются к медиатору добровольно. Организация, в которой функционирует служба медиации, разрабатывает нормативные документы для правового обеспечения деятельности посредника – медиатора.
Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает.
В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.
Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит: обеспечение формирования и обучения “групп равных” (“группы равных” – это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).
Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка “групп равных”. Формирование “групп равных” из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы;
– использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
– применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).
Медиатор – независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение – соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства.
Документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2019 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 №193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”
3. Положение о школьной службе медиации
4. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях
5.Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г.